тюльпан               Профессиональная деформация — это когда в отпуске, гуляя  по чужому городу и заходя в магазины, интересуешься, не тем,что бы такое купить интересненькое, а изучаешь оборудование, освещение, планировку,мерчендайзинг,  а то и пытаешься понять принципы построения ассортиментной матрицы. Пока у меня были свои магазины, это было настоящей проблемой. Сейчас «накал страстей» спал. Но все равно, куда бы я не приезжала, обязательно уделяю некоторое время изучению местных магазинов. Ищу новые тренды , примеры акций, оригинальные приемы оформления витрин. Это мой профессиональный интерес и поиск материала и примеров, необходимых для  моих  обучающих программ: семинара «Как открыть успешный магазин» и «Мастерской розничных продаж». 

               Вернувшись недавно из Голландии, я, конечно, привезла некоторые идеи и заметки. Надо сказать, что Голландия, как большинство Европейских стран очень хороший полигон для наблюдений за трендами и развитием именно небольших, несетевых магазинов.  В Европе вообще не строятся ТЦ и исторической части городов, а культура семейного малого розничного бизнеса очень развита. Во всех городах Голландии, исторические кварталы являются «спальными». Там живут обычные горожане. А офисные центры как раз строятся на новых окраинах. Поэтому, небольшим магазинчикам там ничего не угрожает, а наоборот, они чувствуют себя совсем неплохо, особенно при поддержке многочисленных туристов. Туристы не интересуются унифицированными ТЦ  на окраинах городов,но  они с удовольствием заглядывают в многочисленные маленькие магазины, расположенные в первых этажах старинных зданий.

                 Некоторыми фотографиями хотелось бы поделиться здесь, тем более, что настроение у всех весеннее и праздничное и что-то серьезное размещать в блоге нет желания. Сразу хочу извиниться за качество фотоматериала. Снимала на телефон и по ходу. Чистить/резать не стала.  Если на фотографии кликнуть  - они увеличиваются.

Итак, вперед!                                                                                                                                                                                    

IMAG2204

                     Мне показалось, что как не странно, это достаточно распространенная концепция  в Амстердаме. Даже и не понятно, какой это магазин. Но видела подобных несколько. Немного женской одежды в стиле кажуал, какие-то товары для сада, или скорее для маленьких садиков, которые голландцы выращивают перед окнами своих домов,    
хоз. товары,  коврики, пледы, зонтики, небольшой выбор соусов, керамическая посуда и предметы интерьера типа — для дачи. На первый взгляд,  просто разносортный и бессмысленный набор товаров. У нас такой магазин вряд ли выживет.  

                  Я бы так и подумала, если бы не прожила почти две недели у своих друзей, не богатых, но и отнюдь не бедных жителей Амстердама, в их квартире в выходом в собственный садик, размером (садика) примерно 40 м2 . И наблюдая за их бытом, за тем, что они применяют для работы в этом садике, как одеваются, когда собираются в поездку за город, какую используют хозяйственную утварь, когда мы делали в этом садике барбекю, поняла, что это у этих магазинах очень точная и выверенная концепция, отработанная ассортиментная матрица и достаточная целевая аудитория. Женщина, старше 35, средний минус, живущая неподалеку. Конкретно этот магазин, расположен  в старом, но не туристическом районе, на оживленной улице близко к центральной площади этого района. В магазине было достаточно много народа, когда я туда зашла и покупательницы очень активно смотрели товары и покупали.  Пришлось даже погулять минут пять и подождать, когда спадет народ, чтобы сделать фотографию.

                 Каков вывод? На семинаре, когда мы разбираем ситуацию потребления и как из нее сделать ассортиментную матрицу, я всегда советую очень внимательно изучить вашу целевую аудиторию, рассказываю, как это сделать. Тогда можно сделать такую же жизнеспособную концепцию. Также можно обратить внимание на оформление магазина. Магазин расположен в старом доме и оформление напоминает квартиру в старом доме. По домашнему, уютно, место, где жило не одно поколение, никто никому ничего не доказывает при помощи дизайна интерьеров. При этом мерчендайзинг на высоте: все отлично зонировано, освещено, магазин понятен сразу, весь ассортимент виден прямо от входа. Затраты на освещение и оборудование низкие. Да и товары не дорогие, очень повседневные. 

IMAG2235

               Совсем другая история. Мой любимый Desigual,  расположенный на центральной торговой улице Амстердама, рядом с площадью Дамм, меккой туристов. Давайте оценим входную группу. Конкуренция на этой улице очень высока — по всей длине не короткой улицы магазины расположены  вплотную друг к другу.
                       Поэтому надо выделяться, привлекать к себе внимание и сразу позиционироваться.  Desigual известная марка, но известность у нее не 100%.  Как можно заметить, витринисты смогли сделать очень эффектную входную группу, при этом потратив минимум средств. Использовали наклеенную  пленку с  »фирменными» узорами марки для оформления стеклянного «второго»света (недорого, привлекательно, легко заменить), и выставили в ряд манекены, одетые в платья с  аналогичными узорами, которые просто втягивают любопытных внутрь. В самой витрине 4 обычных манекена, одетых в повседневные, можно сказать, базовые, для этой марки модели, на которые указаны цены. Так как модели базовые, цены сравнительно невысоки, что также мотивирует заглянуть проходящих мимо. Также стоит обратить внимание на небольшую перпендикулярную вывеску. У нас такой возможностью часто пренебрегают, но в ряду магазинов, хоть  на улице, хоть в ТЦ, такая вывеска прекрасно работает.  

IMAG2234

                       Также на повышение «коэффициента захвата» витрины работает сам торговый зал, который частично виден от входа. С улицы, в контрасте с дневным освещением и яркими красками витрины, в том числе «белыми» пятнами топов на манекенах, внутренности магазина кажутся загадочной экзотической пещерой, наполненной изысканными и драгоценными вещами. На самом деле, магазин прекрасно освещен и вообще, он просто шедевр мерчендайзинга и дизайна. В нем создана потрясающая атмосфера, в которой, практически невозможно отказаться от покупки. Вообще флагманские магазины этой марки, которые размещаются в старых европейских городах в стрит — ритейле очень хороши. Дизайнеры полностью используют сложные пространственные объемы для создания настроения некоторой загадочности, приключения, открытия. Это всегда положительно влияет на покупательское настроение молодых и экстравагантных людей, которые являются ЦА марки.
 

desigual Краснодар

               Это фото входной группы магазина Desigual в Краснодаре. Совсем другой эффект. И, вероятно, другие продажи. Хотя тут может сказываться и покупательская способность населения. Эту марку трудно назвать дорогой, но и дешевой ее не назовешь. Каков вывод? Оформление торгового зала очень важно. Но надо понимать, что всегда можно найти недорогие способы визуального выражения вашего стиля и позиционирования.
  И много сделать если не своими руками, то руками привлеченных студентов и даже школьников. Не стоит сразу бросаться и заказывать оформление у дорогих компаний.
IMAG2272

                   На этой фотке сетевой обувной магазин, сравнительно недорогой, около 60% моделей из искусственной кожи. Магазин размещается в ТЦ сблокированном с железнодорожным вокзалом города Утрихт, который расположен в получасе езды на поезде от Амстердама. Чтобы выйти в город, надо пройти через ТЦ.  
                    Поток людей очень высок. Тут стоит обратить внимание на освещение. Очень простое и дешевое общее освещение. Все держится на специальной подсветке полок с обувью и спотовых прожекторах, освещающих группу презентационных столов в конце тормозной зоны. Вообще стоит отметить, что при оформлении магазинов в Голландии никто лишних денег не тратит, а потраченные используются максимально эффективно. Так что экономия совершенно не вредит ни внешнему виду торговых залов, ни мерчендайзингу товаров. 

                  Обратите внимание на анонсы акции, выставленные на презентационных столах. От входа видно только цифру 50%. Для второй половины апреля в Голландии — это солидная скидка. Хочется зайти и узнать подробности. На самом деле, это скидка на вторую пару. Причем, вторая пара не любая модель, а только из ассортимента на столе. Но покупатель уже зашел, и полки у стенки перед ним так красиво подсвечены, что он почти незаметно для себя проходит дальше. 

IMAG2237
            Входная группа этого магазина немного напомнила мне Рональда в Макдональдсе. Также можно присесть и сфоткаться рядом. Конечно, взгляд сразу цепляется, хочется подойти и рассмотреть витрину. Это бутик, не дешевый с женской одеждой в классическом стиле. Тут сразу заметна работа профессионального мерчендайзера. Композиция, цветовая гамма. Надо заметить, что в Голландии в этом году впервые проходил день короля 27 апреля, если не путаю. Всегда до этого был день королевы, 1 мая. Оранжевый — национальный цвет Нидерландов, в преддверии главного государственного праздника, многие магазины переоформили витрины в оранжевые цвета.  Мне кажется, что идея со скамейкой жизнеспособна в магазине обуви, а может и одежды.
 Можно пофантазировать с тем, кого вы посадите на эту скамейку. Может, к вам действительно будут заходить фотографироваться. Если это магазин детской обуви, фантазию можно не ограничивать. 
IMAG2439
                           Этот магазин находится в городе Делфте, родине фаянса с голубой росписью, прообразе нашей гжели. Супер туристическое место. И город, и само место расположения магазина. Причем магазин совершенно не туристический. Это полувинтажный бутик площадью метров пятьдесят.
                 Битком забитый  всякой всячиной, как новой, так и ношеной. В магазине работает сам владелец и еще продавщица, а может и родственница. Основная идея этого магазина — чтобы покупатели участвовали в раскопках. Много интересного, но требует времени и внимания. Я так подробно описываю концепцию, чтобы вы оценили, как правильно все это отражено в оформлении витрины. Тут точно работал сам владелец, но от этого витрина не стала менее интересной для ЦА. То есть кому интересно — это ЦА, они заходят, остальные проходят мимо.

Каков основной вывод?    Вы, наверное, заметили, что все магазины, даже если говорить только о витринах и оформлении зала,  выглядят очень по разному. Это, конечно, связано не с стилевыми привязанностями владельцев. Это связано с концепцией, ситуацией потребления, характеристиками целевой аудитории магазинов. И на этом фундаменте строится все остальное — ассортимент, место расположения, стратегии ценообразования и оформление зала и витрин.Просто вложить деньги и работать, даже много, недостаточно. В розничном бизнесе, как в прочем и в любом другом,  чтобы быть успешным необходимо точно понимать, что и зачем ты делаешь.

                  Чтобы завершить этот пост на высокой ноте и присоединиться к весеннему и праздничному настроению, ниже несколько фото с цветами. Вторая половина апреля — самое лучшее время для путешествия по Голландии. В это время у них цветет все: тюльпаны, каштаны, гиацинты, сирень, рододендроны…

2014-04-27 19.23.36
2014-04-27 18.54.07
 

IMAG2347
IMAG2333
IMAG2275
2014-04-27 18.15.32

 

 

 

 

 

 Вам понравилась статья? И вы еще не подписались на мою рассылку?

Для того, чтобы получать оповещение о свежих статьях, информацию, которая распространяется только среди подписчиков, приглашения на вебинары и  обучающие программы, подпишитесь в форме ниже и получите в качестве бонуса электронную книгу.

«10 опаснейших ошибок, которые совершают владельцы магазинов«

Ваше имя*
Ваш e-mail*

email рассылки Конфиденциально

email рассылки


Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus

  Один комментарий к “Про мерчендайзинг и дизайн Голландских магазинов.”

  1. очень любопытная статья