Только совсем незнакомые с бизнесом и охваченные собственной идеей своего магазина люди могут недооценивать  реальную степень влияния  конкуренции. Для большинства же само слово «конкуренты» внушает страх и порождает сомнения в возможностях успешного открытия магазина. Часто это связано с тем, что почти для всех анализ конкурентов и способы  выбора своих конкурентных преимуществ – «тайна за семью печатями» .

                         Но обойти этот этап при планировании открытия магазина невозможно.  Каждому будущему владельцу магазина следует четко сознать: Никто сейчас не ходит голый, босый и голодный  просто потому, что он не может физически найти, где купить нужные ему вещи. А это значит, что если мы хотим получить покупателей в нашем вновь открытом магазине, нам придется этих покупателей у кого-то «отнять». И еще до открытия этого самого магазина следует отчетливо понимать, как мы будем это делать.

                      Анализ конкуренции и конкурентов до открытия магазина, отличается от той постоянной работы, которую следует вести каждому владельцу магазина для повышения своей конкурентоспособности. Эта статья адресована тем, кто только планирует свой магазин.

Анализ конкурентов.

                       Анализ конкурентов очень важный этап на пути к своему магазину, его стоит проводить сразу после выбора ниши ( о выборе ниши читайте в моей предыдущей статье).

                      Важно помнить,  что если вы нашли нишу,  в которой по-вашему мнению нет конкуренции, это очень подозрительно. Либо вы их, конкурентов,  не увидели. А  может конкурентов нет потому что продукт не востребован ?

Итак, анализ конкурентов происходит в четыре этапа.

1. Понять какие бывают конкуренты.

  •               Прямые конкуренты -  торговцы,  предлагающие продукт идентичный или похожий на ваш.

Для розничного бизнеса этот вид конкурентов ключевой.

  •               Косвенные конкуренты – торговцы, продукт которых покупатели могут заменить на ваш (товары субституты).

                           Пример  - вы продаете настольные игры, вашим косвенным конкурентом будут магазины, дисков, компьютерных игр, товаров для активного отдых, книжные магазины.

                         Стоит заметить, что у товаров первой необходимости: одежды, продуктов, лекарств, косвенных конкурентов не бывает.

  •               Потенциальные конкуренты – стоит не забывать о конкурентах, которые могут зайти на рынок после вас, и сильно изменить положение в нише, к сожалению, анализ данного вида конкурентов чрезвычайно сложен.

Дальше,  конкурентов нужно разделить на крупных, средних и мелких. Безусловно, критериев гораздо больше, но для начального анализа этих достаточно.

 2. Найти ваших конкурентов.

                         Мы рассмотрим поиск и анализ только прямых конкурентов. Подумайте, каким способом потребитель, то есть ваш потенциальный покупатель, может приобрести такой товар, который вы собираетесь продавать в вашем магазине. Это может быть не только поездка в соседний магазин. Есть интернет-магазины, каталоги, иногда  MLM, рынки, что-то другое.

                       Искать конкурентов вы будете в реальной и виртуальной среде. Для поиска в on-line  воспользуйтесь расширенным поиском Яндекса. В off-line  найдите как можно больше магазинов, предлагающих аналогичный товар, пока без учета их позиционирования, и разделите их по размеру.

                        Крупные конкуренты – это, возможно, большие сетевые гипермаркеты, специализированные супермаркеты. Например,  такие как,  гипермаркеты  товаров для дома, крупные универсальные магазины для детей, и подобное. Их необходимо найти всех.  Они являются не только ключевыми игроками на рынке, но и генераторами трафика для вас,  потому как часть их покупателей перейдет вам при правильном выборе  ниши и правильном позиционировании для определенного сегмента покупателей.

                      Средние конкуренты – региональные сети и крупные не сетевые супермаркеты.  Сюда могут попасть специализированные «крытые рынки».  С ними ситуация аналогичная,  что и с крупными.

                     Мелкие конкуренты – это небольшие специализированные магазины, сетевые и одиночные.  В емких  нишах и крупных городах их всех проанализировать практически невозможно. Да и не нужно. Стоит выбрать  только  тех которые находиться в той части города,  где вы предполагаете открыть магазин.

                     Хочу отметить, что именно мелкие конкуренты ваши главные соперники и коллеги, про них нужно знать все.

3. Провести анализ-сравнение.

                  При анализе можно использовать вариацию SWOT-анализа (Strengths, Weaknesses, Opportunities and Threats – «сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы».

Мы будем выписывать только сильные и слабые стороны.

Создайте таблицу в exel, она должна выглядеть примерно как на картинке.

                     И заполните ее сильными и слабыми сторонами конкурентов.

                     Критериями могут быть: цена, качество, расположение, узнаваемость бренда, уровень обслуживания, навыки персонала и.т.д. Например, в одежде это также может быть стиль: ультра, умеренный, традиционный, дизайнерский. Отдельно отмечайте ценовое позиционирование магазина.

4.Подвести итоги.

                   Очень важно подвести итоги. После того как таблица будет заполнена, внимательно проанализируйте все данные.

                  Ваша цель найти  как можно больше характеристик, который будут  у вас и не будет у большей части крупных и средних конкурентов.  Что касается мелких конкурентов, вы можете совпадать с ними по большинству характеристик, но тогда следует оценить уровень этой характеристики , лучше в баллах и позаботится, чтобы ваши балы были выше.

                   Постарайтесь не совпасть ни с одним из близлежащих магазинов  по всем значимым характеристикам. Тогда у вас откроются пути сотрудничества и вы сможете выйти из зоны прямой конкуренции и даже войти в  зону партнерства. Об этом в следующей статье.

Леонид Кузнецов.

 

  

Комплексная и точная оценка конкурентной ситуации, выбор торговой стратегии, создание устойчивого конкурентного преимущества для небольшого специализированного магазина – темы, которые невозможно уложить в отдельную статью.

На семинаре «Как открыть успешный магазин – все секреты от профессионала», который начинается совсем скоро, этим вопросам уделено серьезное внимание: дается пошаговый план и специальные инструменты для точного сбора и анализа информации, приводятся примеры по правильным способам выхода из конкурентного поля.

 

Нажмите на баннер, чтобы узнать подробно о программе семинара и условиях участия.

Banner_seminar14

 

Вам понравилась статья? И вы еще не подписались на мою рассылку?

Для того, чтобы получать оповещение о свежих статьях, информацию, которая распространяется только среди подписчиков, приглашения на вебинары и  обучающие программы, подпишитесь в форме ниже и получите в качестве бонуса электронную книгу.

«10 опаснейших ошибок, которые совершают владельцы магазинов«

Ваше имя*
Ваш e-mail*

email рассылки Конфиденциально

email рассылки


Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
 28.08.2013  Опубликовано Ольга в 17:14 Как открыть магазин  К комментариям

  Один комментарий к “Конкуренция: соперников надо знать в лицо.”

  1. Отлично! Очень хорошо.