купить магазин 2В последнее время ко мне поступило несколько запросов и вопросов, что лучше: купить магазин или открыть магазин.

С учетом экономической ситуации, конечно. Тут я бы разделила этот вопрос на две составляющие:

  1. Вообще, что лучше — самому открывать магазин или найти успешно действующий бизнес на продажу и купить его.

  2.Какая стратегия более выигрышна именно сейчас.

Начнем с первого вопроса: 

Какая стратегия правильнее: «купить магазин» или «открыть магазин».

Я думаю, тут и так все понятно. У каждого решения есть свои плюсы, и , соответственно, минусы, то есть риски и угрозы.

Но и в том и в другом случае просто необходимо разбираться в розничном бизнесе. Потому, что заходить в бизнес, готовый он или нет, ничего в нем не понимая, просто безумие. 

В этой статье я не буду описывать риски открытия магазина, так как на сайте много материала про это. Напишу про вторую стратегию.

Итак, КУПИТЬ МАГАЗИН:

  • Самые частые сомнения по покупке магазина — а кто будет продавать устойчивый и прибыльный бизнес? На самом деле причин для продажи даже прибыльного магазина достаточно: переезд, изменение семейного статуса, не хватает сил, надоело, хочется заняться чем-то другим, деньги нужны прямо сейчас, проблемы со здоровьем…  Магазин — требовательное занятие. Даже если выстроен весь процесс и работает администратор, совсем отойти от дел и просто раз в месяц забирать прибыль, не получится. «Генеральский» эффект никто не отменял. То есть, если владелец далеко или забросил бизнес, через некоторое время он начинает приходить в упадок. Такая проблема есть не только у магазинов и/или любого малого бизнеса. Средний бизнес тоже страдает, когда владелец теряет в нему интерес или не имеет возможности им заниматься. Но там можно выстроить систему владельческого контроля, что немного помогает. Небольшой магазин такого решения вопроса не вытянет финансово.

Я несколько раз работала с владельцами магазина, которые были вынуждены переехать и пытались наладить управление на расстоянии. Ни разу толком не получилось. Чтобы держать бизнес в приемлемом состоянии приходилось регулярно приезжать в магазин на несколько дней, а лучше неделю. То же и с рождением детей. Если полгода магазином не заниматься — потом хозяйка возвращается в разруху в прямом смысле слова. Отдать в управление родственникам — тоже не решение. Они разрушат бизнес так же эффективно, как и наемные сотрудники, только вместе с бизнесом могут разрушиться и родственные отношения.

Вывод: прибыльный магазин может продаваться, более того, я рекомендую его вам продавать, если ситуация складывается, так, что вы не сможете его контролировать, даже какое-то время.

  • Также часто есть сомнения в правдивости цифр, которые объявляет владелец магазина, выставленного на продажу. Тут есть два решения. Пригласить эксперта провести аудит или все выяснить самому (смотрите выше, про то, что разбираться в рознице надо обязательно). Магазин — бизнес достаточно прозрачный, оценить его просто. Конечно, если это бизнес. Если в магазине нет кассы, нет торговой базы, нет CRM, договор аренды составлен непонятно как и продавцы никак не трудоустроены, тогда ничего выяснить не получится, но это счастье и ничего не стоит.
  • Следующий возможный риск самый сложный в предотвращении, потому, что, если у вас нет понимания розницы, вы даже не поймете в чем дело. Малый бизнес — это «авторский» бизнес. То, как владелец понимает свою целевую аудиторию, то, как он отбирает товар, ставит цены, как выстраивает коммуникации с покупателями, как отбирает и обучает продавцов. Да много всего.

На семинаре «Как открыть успешный магазин» я говорю о том, что нельзя путать моделирование и копирование. Моделирование — это процесс распознавания последовательности действий, приводящих к искомому результату. Копирование — это имитация, зачастую внешняя. Поэтому, даже если бывший владелец ото всей души желая, чтобы его детище продолжало процветать и дальше, пусть даже в других руках, расскажет и покажет вам все, есть большая вероятность, что даже при тщательном копировании его действий, но не имея его бэкграунда, истории создания магазина,  вы не удержите этот бизнес. Отобрали и заказали немного неправильно новый ассортимент, продавец уволился, а следующий не продает, дали рекламу, а никто на нее не откликнулся… И в результате постепенно постоянные покупатели перестали приходить, а новые покупатели покупают плохо.

Вывод: магазин — подвижный бизнес, в нем невозможно сохранить  status quo надолго. Вам в любом случае придется проводить изменения во всех направлениях — ассортимент, персонал, коммуникации, ценообразование. И опять же, лучше что-то о разнице знать, хотя бы теоретически.

ключевые компетенции*Примечание. Описанная выше ситуация свойственна не только малому бизнесу. В среднем бизнесе все может происходить похожим образом. Только там в игру вступает то, что менеджменте называется ключевой (core) компетенцией компании и корпоративной культурой. Новый владелец или владельцы могут быть несовместимы с этими мощными сущностями, которые значительным образом влияют на успешность бизнеса.

  • И последнее. Есть психологический риск. Когда предприниматель магазин открывает — это его детище, он много об этом думает, придумывает, планирует. То, есть инвестирует не только деньги. Это гарантирует его вовлеченность, защитный инстинкт, помогает выстоять в различных стрессовых ситуациях. Купить магазин — немного другая история. Хотя деньги заплачены, психологически магазин остается чужим. Я сталкивалась с ситуациями, когда новый хозяин практически доводил бизнес до разорения, и только потом начинал его спасать, что приводило владельца к состоянию высокой степени вовлеченности и магазин «выплывал». Но это был уже совсем другой магазин. Смысл покупки готового бизнеса в этом случае терялся.

Про плюсы стратегии «купить готовый бизнес — магазин» много писать нет смысла. Они для каждого свои.  Самые «правильные» плюсы — это определенные нематериальные активы этого конкретного бизнеса. Есть направления, к которых важны контакты и договоры с поставщиками. Или возможность занять определенное помещение. Или получить  в «наследство» определенный имидж, лояльность, доверие покупателей (такое случается в небольших городах с помещениями, которые магазины занимали десятилетия). Ну и конечно, купив магазин, вы экономите время и силы, которые тратятся на подготовку к открытию. Главное, потом эти сэкономленные время и силы не спустить дальше.

Теперь второй вопрос: 

Какая из стратегий более выигрышна именно сейчас, в кризис.

Наверное, сначала стоит поднять вопрос, а можно ли вообще сейчас начинать розничный бизнес. Я об этом писала еще в конце прошлого года. Посмотрите эту статью, иначе мои следующие выводы будут не понятны. 

Как раз недавно появилась статистика I квартала 2015 года  по индексу потребительской уверенности от Sberbank CIB и обороту розничной торговли от Росстата.

          Новости от статистиков Сбербанка пришли неплохие. Общий индекс поднялся на 2%, хотя в цифре выглядит по прежнему плохо. Общий индекс состоит из частных индексов. И два из них, наиболее для нас, как владельцев магазина важных, реально улучшились. Это:

  • Индекс уверенности в личном благосостоянии на следующий год — поднялся на 3% 
  • Индекс уверенности в национальном благосостоянии на следующий год, который поднялся на 13% по сравнении с предыдущим кварталом. И вообще он не хуже, чем в 13 и 14 году. 

       Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах в январе-марте 2015 года к аналогичному периоду 2014 года упал на 6,7%. При этом, собственно в марте 2015 года оборот упал на 8,7%, тогда как в январе падение составляло 4,5%, а в феврале оно было 7,7%. Таким образом, падение оборота в сопоставимых ценах растёт уже третий месяц подряд и это неудивительно. С учётом годовой инфляции в 17%, оборот в абсолютных цифрах должен был вырасти почти на 400 млрд. рублей, чтобы падения не было, но он вырос всего на 200 млрд. 

       Тучи немного рассеиваются и можно ожидать небольшой сдвиг по продажам за счет отложенного спроса. Кроме  крупных покупок. То есть для автодилеров тучи пока только сгущаются.

       Эти индексы рассчитываются на базе опросов потребителей. На основе этих опросов можно также сделать определенные выводы по поведению покупателей. Для нас из наиболее интересна информация по чувствительности потребителей к ценам. Согласно выводам аналитиков Sberbank CIB:

  • в марте доля покупателей, чувствительно реагирующих на колебания цен, увеличилась до 75% (с 73% в сентябре и 68% год назад).

Соответственно, потребители стали покупать менее дорогие товары: 66% респондентов пытаются экономить на товарах повседневного потребления (по сравнению с 60% в декабре и 54% в среднем за 2013 г.), а 36% опрошенных признались, что в минувшем квартале сократили расходы на товары первой необходимости (в IV квартале прошлого года таковых было 28%).

  • Впервые с начала проведения опроса (почти 2 года) увеличилось среднее количество торговых сетей, в которых респонденты делают покупки: если в IV квартале оно составляло 2,3, то в I квартале 2015 г. выросло до 2,8. Это признак такого явления, как «погоня за скидками», что подтвердили и несколько розничных сетей, которые отмечают рост числа покупателей, приходящих в их магазины только за товарами, продающимися со скидкой. Кроме того, восстановилась доля гипермаркетов за счет сокращения доли менее крупных форматов: в среднем потребители тратили в них 20,3% продовольственного бюджета по сравнению с 19,3% в IV квартале   

Росстат говорит, что оборот розничной торговли за первый квартал, в сопоставимых ценах, упал на 6,7% к аналогичному периоду 2014 г.   Но в абсолютных цифрах (рублях) вырос на 200 млр.руб. То есть, было продано купить магазин 1 товаров меньше, но дороже и оборот вырос. Также выросла и прибыль, что совсем странно.

Так что наилучший момент для открытия или покупки магазина уже стоит плотно отслеживать.

Теперь по поводу, что же лучше: купить магазин или открыть именно в кризис. 

Сейчас возможно стоит тщательно приглядеться в покупке магазина. Только не расценивать его, как «готовый бизнес». Потому, что, как я уже говорила — магазин «подвижный бизнес», и в период экономических подвижек, он должен тоже изменяться.  Но, к сожалению, достаточно большой процент хозяев магазинов очень плохо ведут бизнес. Они буквально не могут его посчитать, спланировать, не понимают, кто их покупатели. На привлечение у них нет денег, а договариваться с поставщиками они не готовы, просто потому, что это не комфортно. Поэтому сейчас много магазинов будет закрываться, и отнюдь не только, а если по честному, то и не столько из-за ситуации на рынке, а потому, что это бизнес, и он сам по себе  не развивается.

В такой ситуации, можно очень недорого приобрести права на хорошее помещение с нормальным ремонтом и почти новым оборудованием.  И если вы хотите найти хорошую сделку, не ждите, когда в интернете появится объявление о продаже. Идите на улицы, в ТЦ, смотрите на магазины, ищите нишу, спрашивайте арендодателей, да и в самих магазинах можно поинтересоваться. Кстати, именно сейчас особенно эффективно будет открыть магазин по методу поиска ниши от рынка и конкурентов. Об это  я тоже рассказываю на семинаре «Как открыть успешный магазин».

ВНИМАНИЕ! Уже совсем скоро, 16 сентября, начнется семинар

«Как открыть успешный магазин – все секреты от профессионала».

      Этот уникальный авторский семинар будет проходить уже в пятнадцатый раз.  За две с половиной недели вы изучите не просто основные принципы, но и тонкости розничных продаж, сделает правильный и реальный бизнес-план магазина, получите все необходимые сведения для открытия правильного магазина, узнаете из первых рук о возможностях и рисках владельцев магазинов.

         Изучите программу семинара, почитайте отзывы участников, кликнув на баннер ниже:

Banner_seminar15

 Вам понравилась статья? И вы еще не подписались на мою рассылку?

Для того, чтобы получать оповещение о свежих статьях, информацию, которая распространяется только среди подписчиков, приглашения на вебинары и  обучающие программы, подпишитесь в форме ниже и получите в качестве бонуса электронную книгу.

«10 опаснейших ошибок, которые совершают владельцы магазинов«

Ваше имя*
Ваш e-mail*

email рассылки Конфиденциально

email рассылки


Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus