Во вторник я проводила вебинар на тему

«20 обязательных шагов перед открытием магазина» 

 и как раз во время моего объяснения разницы между старой и новой  моделью открытия магазина, мне прислали  в чат вопрос (привожу буквально):

Какая средняя окупаемость затрат при создании торговой точки? Т.е. когда розничная точка выходит на самоокупаемость? Знакомые говорили, что окупаемость небольшого продовольственного магазина 3-4 года??

 Это было как привет из прошлого. Как раз из старой модели, которая, если кратко описывается тремя сентенциями:

«Что будем продавать?» – «Посмотрим, что продают другие» – «Откроемся, потом будем улучшать.»

 На самом деле в этом вопросе содержится два:

  • Когда точка выходит на самоокупаемость ( точку безубыточности) и начинает приносить прибыль?
  • Когда произойдет возврат вложенных в магазин денег?

Хотя понятно, что  прибыльность и срок возврата инвестиций имеют причинно-следственную связь.

Сейчас постараюсь ответить на вопрос о среднем сроке возврата вложений.

Средняя окупаемость розничной точки  – это средняя температура не то, что по больнице даже, а вообще средняя температура.  Какая разница,  какова она – если интересует именно своя температура.

Смотрите: как тут стоит вопрос – небольшой продовольственный магазин. Небольшой – это какой? Продовольственный – это что он продает? Понятно еду, но какую? В небольшой магазин всю еду не запихнешь.  Где он расположен? Для кого? Почему туда приходят покупатели? Потому, что там есть продовольствие? Этот этап нашей жизни уже закончился.

Конечно, если открывать магазин по причине, что знакомые где-то такой открыли и у них все хорошо, то его окупаемость может быть в принципе любой, как повезет. От полугода до бесконечности. Но скорее,  ближе к бесконечности. Это как раз старая модель, ее время ушло, от нее одни убытки.

Попробую пояснить на примере.

Где-то год назад,  в моем районе открылся мясной магазинчик. Сначала это был даже не магазин, а прилавок со свежим мясом. Мясо было свежее, фарш хороший, ассортимент достаточный, и народ потянулся. Что-то было в этом магазине очень приятное, напоминало мясные прилавки старых московских рынков. Запаха нет, чисто, освещение хорошее, ассортимент, приятные продавцы. Вроде в супермаркете почти такой мясной прилавок, но ощущения при покупке другие. Люди приходили, покупали, возвращались, снова покупали, рассказывали соседям. Хотя этом магазинчике  цены были,  и есть сейчас обычные, не высокие и не низкие.

Сейчас магазин расширился, добавились  другие категории продуктов: свежие яйца, молочные продукты тоже «фермерские», колбаса.  Такой получился магазин – почти европейский. И что интересно, казалось бы, он все-таки для достаточно обеспеченных покупателей, но я часто там вижу и явно небогатых пенсионеров, которые тоже покупают  себе мясо и еще что-нибудь. Немного, но покупают. Значит, магазин действительно предлагает реальную «ценность».

Я этот магазин не просчитывала, но судя по количеству покупок и сумме чека,  у меня есть устойчивое ощущение, что этот магазин окупился меньше, чем за год. А сейчас он стал больше и прибыльнее.

То есть:

  1. Магазин предложил «решение» проблемы  покупки свежего мяса в хорошем ассортименте для микрорайона.
  2. Он подтвердил и подтверждает свою специализацию: там всегда можно купить практически любой вид свежего мяса.
  3. Благодаря созданному им «бренду» специалиста, гарантирующего качественный продукт, магазин «получил» от покупателей право на дополнительную торговую наценку. Вернее вышел из конкурентного сравнения цен. Конечно, если бы этот магазин продавал дороже на 30%, его дела были бы хуже, но у него цены немного выше, процентов на 10-15, а что-то вровень. И ему это прощают, а для продуктового бизнеса – это гигантская разница в наценке.
  4. Магазин расположен в жилом микрорайоне, на не очень проходном месте, хотя достаточно удачном. Рядом несколько посещаемых точек с бытовыми услугами, неплохая аптека. Тоже кстати не сетевая. Но все равно, я думаю аренда там щадящая. Значит наценка хорошая, а затраты невысоки.

Есть у меня еще примечание. Я знаю, что теперь многие ходят в этот магазин после посещения супермаркета, специально купить мясо, а летом шашлык. Я не уверена, что мясо в этом магазине реально другое, чем в сетевом супермаркете. Хотя ассортимент шире. Но про супермаркеты столько гадостей сказано по телевизору, и продавцов не дождешься, и очередь.

А теперь предположим, что вместо этого магазина( где-то 100 кв. метров с подсобками) был бы открыт стандартный магазин со стандартным набором продуктов из разряда «всего понемногу».

 Ну почему туда пошли бы люди? Если только совсем из ближайших домов, когда забыли купить что-то простое. Сразу получилось бы, что:

  1. Там нет такого ассортимента, как у супермаркета. Есть риск не купить привычной торговой марки каких-то продуктов.
  2. Там дороже, чем в ближайшем дискаунтере. Ну и что, что до него три остановки ехать. Кто сильно экономит,  в основном имеет свободное время.
  3. Недалеко есть похожие магазины, но открылись уже много лет назад, дорожка туда протоптана, покупатели знают, что там продают, какие там поставщики.

Такой магазин  не решает ничью «проблему». Конечно,  в него бы заходили, кто идет мимо, или пришел в химчистку и вспомнил, что нужно купить молока. Правда неизвестно, есть ли там молоко, которое надо этому конкретному покупателю. Ведь магазин маленький и ассортимента широкого предложить не может.

Так, что я не знаю, когда бы он окупился.

Не могу не дополнить пост еще одним замечанием. Когда я говорила о моей оценке быстрой окупаемости мясного магазина, по умолчанию я принимала, что:

  1.  Сотрудники умеют работать с мясом. Это отдельная компетенция.
  2. Умеют закупать мясо правильно, имеют канал продажи непроданного вовремя товара.
  3. Они не воруют.
  4. У владельцев нормальные договора и отношения с поставщиками, где ответственность распределена между двумя сторонами.
  5. И вообще все процессы и операции в магазине эффективны.

Потому, что если магазином управлять неумело, расходы и потери съедят всю  прибыль, даже при хорошем доходе.

Надеюсь, что я в какой-то мере ответила на вопрос.

Какова мораль сей басни? Нет просто торговой точки. Неважно, это так называемый  food или non-food магазин. Всегда есть конкретный проект. Этот проект может быть очень успешным или нет. Так было во все времена и во всех странах.

На самом деле, когда разбираешь успешный бизнес, кажется, что все понятно и просто. Вот как сделать успешный магазин, не понятно. С чего начать, что надо делать и главное, как – это не всегда известно. Но этому можно научиться. Нет такого бизнеса, который делается на счет раз-два, без усилий и знаний.

Чтобы магазин был успешным его надо тщательно и правильно  готовить, понимая, что делаешь и зачем. А потом также правильно вести. Тогда будет красиво и доходно.

  

Вам понравилась статья? И вы еще не подписались на мою рассылку?

Для того, чтобы получать оповещение о свежих статьях, информацию, которая распространяется только среди подписчиков, приглашения на вебинары и  обучающие программы, подпишитесь в форме ниже и получите в качестве бонуса электронную книгу.

«10 опаснейших ошибок, которые совершают владельцы магазинов«

Ваше имя*
Ваш e-mail*

email рассылки Конфиденциально

email рассылки

Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
 17.11.2011  Опубликовано Ольга в 20:33 Как открыть магазин  К комментариям