People Stepping Through Laptop Into Store         Покупки через интернет – растущий рынок. Интернет магазины завоевывают все большее количество преданных покупателей. Я уже ранее писала,  эксперты полагают, что будущее ритейла материальных товаров за гибридной моделью: интернет-магазин и реальный магазин в одном флаконе. Хотя, тут многое зависит от потребительских характеристик товара.

           Сейчас многие готовы открывать интернет магазины  как основной бизнес или, как расширение «реального» розничного бизнеса. В связи с этим, я сделала краткое резюме из маркетингового исследования «Интернет торговля в России 2014. Годовой отчет» проведенного совместно компаниями DATA insight, InSales и PAYU. Исследование достаточно масштабное, поэтому будет несколько статей. 

       В этой, первой, части содержится информация по размерам рынку и его развития, характеристикам on-line покупателей, частоте покупок и среднему чеку.

             Если вы не любите читать таблицы и плохо воспринимаете цифры, сразу предлагаю резюме:

  1. Объем рынка растет, хотя рост замедлился. Но, скорее всего, это связано с общим падением спроса.
  2. Точки роста рынка, то есть количества «приходящих» в интернет магазины: Российская провинция, с точки зрения социально – демографических характеристик – рабочие и служащие, жители России, которым сейчас меньше 18 лет – они растут и они точно будут покупателями интернет магазинов.

              Ниже смотрите материалы, взятые из указанных выше исследования.

Объем рынка и доли товарных категорий.

            Объем российского рынка интернет-торговли материальными товарами за 2014 год составил 560 миллиардов рублей. Еще 85 миллиардов рублей пришлось на заказы в заграничных интернет — магазинах (трансграничная интернет-торговля). Таким образом, расходы россиян на покупки материальных товаров в интернет-магазинах в 2014 году составили 645 миллиардов рублей.

 Что не вошло в эту сумму:

  1. Онлайн-покупки нематериальных товаров (программное обеспечение, кино, музыка и т. д.) и услуг;
  2. Онлайн-покупки туристических продуктов: билетов на транспорт, гостиниц, туров и т. д.;
  3. Онлайн-покупки билетов на культурные, развлекательные, спортивные, образовательные и другие мероприятия;
  4. Доставка готовой еды (пицца, суши);
  5. Корпоративные покупки в обычных интернет-магазинах  для нужд компании;
  6. Оптовые и мелкооптовые закупки через интернет;
  7. Групповые покупки, покупки через сервисы объявлений и аукционы, покупки через представителей MLM-систем.

             Рост российского рынка онлайн-продаж материальных товаров за 2014 год составил 35% (42%, если учитывать также и  покупки в зарубежных интернет-магазинах). Формально, темпы роста остались на уровне показателей предыдущих лет и даже незначительно превзошли их, однако кое-что изменилось. Если раньше объем рынка увеличивался  за счет роста количества заказов, то в 2014 году примерно половина роста пришлась на повышение цен. Вызванное инфляцией  увеличение среднего чека  оценивается в 15%. То есть, рост рынка интернет-торговли в России по количеству заказов составил около 17%, что в 1,5 раза ниже показателей предыдущего.

отчет по исследованию инт-торг 1

             По товарным категориям все продажи распределились следующим образом:

отчет по исследованию инт-торг по категориям

               Динамика роста без учета трансграничных покупок. 

отчет по исследованию инт-торг 2 динамика роста

Темпы реального роста замедляются. На проценты замедление происходило и до 2014 года, но замедление на 12% наверняка связано с колебаниями рубля и связанного с этим замедлением спроса. То есть в абсолютных цифрах рынок постоянно растет, но часть роста связано с удорожанием товаров.

Кто чаще заходит в интернет магазины?

         По состоянию на конец 2014 года, 34% пользователей интернета в возрасте от 18 до 64 лет являлись онлайн-покупателями – то есть совершали покупки материальных товаров в интернет-магазинах хотя бы раз за предыдущие 12 месяцев. По официальным данным Госкомстата в России 97 млн. человек в возрасте от 18 до 64 лет.

         Здесь не учтены россияне в возрасте моложе 18 и старше 64. Россияне старше 64 лет пользуются интернетом, а тем более интернет-магазинами, редко и составляют крайне незначительную долю в общей массе онлайн-покупателей (менее 1%). Подростки 12–18 лет (это около 10 миллионов человек) почти поголовно являются активными пользователями интернета, и многие из них в том числе используют Сеть для поиска и заказа товаров. Однако, существенная часть онлайн-покупок осуществляется подростками  совместно со взрослыми. 

               Хотя средняя частота покупок в on-line  магазинах составляет 7,7  в год, это средняя температура по больнице.  Итак, существует «ядро» — 5% покупателей, которые обеспечивают 30% всех заказов . 

Распределение покупателей по количеству заказов

Распределение покупателей по количеству заказов

                Любой бизнес начинается с вопроса: Кто наши покупатели? Есть множество характеристик, но всегда описание потенциальных покупателей в розничном бизнесе начинается с социально-демографических характеристик. То есть, пол, возраст, образование, доход, социальное положение, место проживания.

Пол (гендер)

            Женщины более активны как покупатели, поэтому нет ничего удивительного в том, что их больше и среди онлайн-покупателей. Всего 29% женщин и только 23% мужчин (среди россиян в возрасте 18-64 лет) совершили за 2014 год хотя бы одну покупку в интернет магазине (включая и покупки за рубежом). В процентах от интернет-пользователей проникновение электронной торговли составляет 38% среди женщин и 30% среди мужчин. Среди всех онлайн-покупателей в России доля женщин составляет 55%, а доля женщин по количеству отчет по исследованию инт-торг 8покупок 58% . Однако эти покупки,  почти на треть – дешевле, чем покупки мужчин (за счет большей доли покупок в категориях одежды и косметики и меньшей доли покупок в категориях электроники и техники). Как следствие, на долю женщин приходится только 49%  от всех потраченных в интернете россиянами денег на розничные покупки. 

              Доля женщин среди покупателей в реальных магазинах значительно больше – до 80%. Это значит, что многие мужчины предпочитают пользоваться on-line торговлей. Это объяснимо, так как мотивация посещений реальных магазинов у мужчин и женщин разная.  Я писала про различия в покупательском поведении мужчин и женщин в статье «Как покупают мужчины».

Распределение on-line покупателей по возрасту. 

              Проникновение интернета  жителей России в диапазоне 18-24 года составляет почти 100%, а среди 55-64 летних менее 40%.  И отчет по исследованию инт-торг 9 по возрастуотличается также поведение в интернете. Более молодые пользователи более свободно себя чуствуют в сети и уже имею другой тип покупательского поведения. Поэтому в возрастном сегменте 18-24 года почти половина пользователей интернета совершают материальные покупки в on-line магазинах. Я думаю, что тех, кто вообще совершает покупки в интернете значительно больше в этом возрасте, близко к 90%, но это мое мнение. А среди 55-54 летних больше тех, кто пользуется интернетом пассивно : почта, skype, поиск информации. И покупателей среди них только 17%.

            А вот распределение частоты покупок и среднего чека по возрасту выглядит совсем по другому.

отчет по исследованию инт-торг 10 по возрасту

                По мере взросления,  с появлением семьи, детей становится больше потребностей, а значит и трат. Но становится и больше возможностей их сделать, в силу увеличения опыта, должности и заработной платы. Дальше, по мере достижения более солидного возраста, возможности совершать покупки сохраняются, но потребностей становится меньше.

                В итоге, самая большая категория покупателей по количеству и качеству   — сегмент 25-34 года. Это вообще самая активная покупательская аудитория во всем мире, так как этот отрезок жизненного цикла падает организации собственного дома, возникновения семей, рождения детей.

Распределение покупателей, покупок и затрат по возрастам

Распределение покупателей, покупок и затрат по возрастам

 Образование.

                Наличие высшего образования существенно влияет на использование тех или иных сервисов, готовность рискнуть (например, заказать в интернете), готовность использовать онлайн-оплату. Опыт развития интернет-рынка во всех странах на протяжении последних 20 лет показывает, что люди с высшим образованием (включая незаконченное высшее) являются локомотивом развития рынков. Именно они первыми начинают использование сервисов и на длительное время становятся самыми активными их потребителям, и именно это наблюдалось и наблюдаетсяна рынке интернет-торговли. Люди с высшим образованием (в том числе незаконченным) составляют около 40% аудитории интернета, но среди онлайн-покупателей они составляют уже большинство (57%).

Доля онлайн-покупателей в интернет-аудитории и населении в зависимости от образования

Доля онлайн-покупателей в интернет-аудитории и населении в зависимости от образования

Род занятий

                Род занятий и должность влияют на потребительское поведение не меньше. Среди руководителей и специалистов доля интернет-покупателей выше, чем в остальных группах – 49% и 46% соответственно , 51% и 50% от пользователей интернета в этих социальных группах. Наибольший потенциал роста аудитории интернет-торговли – среди служащих и рабочих: это многочисленные категории, которые недавно пользуются интернетом, и  в скором времени произойдет увеличение их активности в онлайн-покупках.

отчет по исследованию инт-торг 13 род занятиий

Доход.

              отчет по исследованию инт-торг 14 доходВ настоящий момент интернет-торговля – это инструмент среднего класса. Именно среди этих пользователей доля онлайн-покупателей максимальна, кстати, максимальна и доля интернет-пользователей. Покупатели с личным доходом более 25 тысяч рублей в месяц совершают уже достаточно много покупок, значительную часть из них – в интернете. Крупнейший по количеству покупателей, заказов и по совокупным расходам на онлайн-покупки сегмент – люди с доходом 30–50 тысяч рублей.

География.

Доля онлайн-покупателей в интернет-аудитории и населении по типам населенных пунктов

Доля онлайн-покупателей в интернет-аудитории и населении по типам населенных пунктов

             Средний чек в Петербурге и Москве  существенно выше, чем в остальной России – тогда как за пределами двух столиц уровень среднего чека практически не зависит от размера населенного пункта: ограниченная доступность на  опции бесплатного или дешевого самовывоза снижает долю недорогих покупок в малых городах и на селе.

             На Москву и Петербург (без пригородов) приходится более 30%всех покупателей, 38% заказов и 46% от денежного объема рынка.

Распределение покупателей, покупок и затрат по типам населённых пунктов

Распределение покупателей, покупок и затрат по типам населённых пунктов

             До сих пор сохраняется разрыв в активности интернет покупок между столицами и остальными населенными пунктами России. Это разрыв одновременно означает значительный потенциал для роста электронной торговли в регионах. Наибольший потенциал сейчас сконцентрирован в городах-миллионниках, поскольку накопленный там опыт пользования интернетом и уровень доходов создает больше, чем в малых городах,предпосылок для сокращения отставания от Москвы и Питера.

Средний чек покупки.

            Средний чек по всем покупкам в интернет-магазинах в 2014 году составил 3300 рублей (включая стоимость доставки, если  доставка оплачивалась одновременно с покупкой). Оценка среднего чека в 3300 рублей учитывает как внутрироссийские, так и трансграничные покупки. Причем средний чек трансграничных покупок вдвое меньше, чем покупок внутри страны. Причина  — за рубежом заказывают в основном одежду и другие «носибельные» товары. Более дорогие товары, такие как бытовая техника, заказывают внутри страны. К тому же дорогие товары опасаются заказывать за рубежом из-за правил таможенного оформления и трудностей возврата покупок.

Распределение заказов по стоимости

Распределение заказов по стоимости

Другие виды on-line покупок.

 Если рассматривать весь рынок on-line покупок — он значительно больше. Нематериальные товары, услуги, билеты — эти рынки по времени и глубине проникновения опередили материальный шопинг в интернете. 

отчет по исследованию инт-торг 7 другой шопинг

               Еще один популярный сегмент покупок за пределами интернет-магазинов – это покупки товаров через онлайн-сервисы объявлений. Их совершал 21% онлайн-покупателей. Интересно, что еще больше – 36% – заявили, что продавали через интернет: такой дисбаланс может означать, что большая часть продавцов не смогли ничего продать и/или что существенную часть выставляемого на продажу частными лицами покупают профессиональные перекупщики.

              Другие форматы покупок в интернете – через MLM-системы или через совместные покупки. Ими пользовались около  10% опрошенных онлайн-покупателей (притом аудитории этих двух форматов в значительной степени пересекаются).

             Отдельно стоит отметить, что 22% оставляют отзывы о приобретаемых товарах и продавцах: пользователи не только внимательно читают отзывы, но и пишут их (тем самым влияя на выбор других покупателей).

             В следующей статье я приведу данные опроса  «Деньги и интернет: эволюция поведения потребителей в малых городах России». Результаты опроса, проведенного в апреле 2015 компанией PayPal. В малых  городах (население менее 100 тыс человек) проживают 24% россиян в возрасте 18-64 года и 28% пользователей интернета. Это достойный «кусок» рынка и один из основных источников прироста on-line покупателей. 

 

 Вам понравилась статья? И вы еще не подписались на мою рассылку?

Для того, чтобы получать оповещение о свежих статьях, информацию, которая распространяется только среди подписчиков, приглашения на вебинары и  обучающие программы, подпишитесь в форме ниже и получите в качестве бонуса электронную книгу.

«10 опаснейших ошибок, которые совершают владельцы магазинов«

Ваше имя*
Ваш e-mail*

email рассылки Конфиденциально

email рассылки


Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus

  2 Комментариев к “Продажи через интернет магазины в России в 2014 году. Часть 1”

  1. Очень полный отчет, спасибо за проделанную работу.

  2. подскажите пожалуйста есть ли риски оптовых закупок через интернет магазины…хочу открыть магазин детской одежды.