Как и было обещано в предыдущей статье , ниже выкладываю отчет по исследованию «Деньги и интернет: эволюция поведения потребителей в малых городах России». Исследование сделано небезызвестной компанией PayPal (российское отделение). Оно совсем свежее, проводилось в марте 2015 года, в населенных пунктах, где проживает менее 100 тыс человек. Название немного неточное, так как по критериям Министерства регионального развития , малыми городами считаются города с населением менее 20 тыс. человек, если население — 20-100 тыс человек — это средний город. Есть еще малые населенные пункты — менее 10 тыс. человек. Конечно, основными адресатами информации, полученной в результате исследования, являются крупные интернет магазины, службы доставки, платежные системы. Для этих игроков рынка очень важно знать, где находятся точки, обеспечивающие рост продаж. Но и для реальных магазинов эти данные очень полезны.
Почему я считаю, что это исследование также интересно для владельцев реальных, off-line магазинов в таких городах?
Во-первых, результаты подтверждают, что действительно наступило время использовать интернет для привлечение покупателей. И над этим стоит серьезно задуматься.
Во-вторых, опрос показал стремительно изменяющееся финансовое поведение самой активной части населения малых и средних городов. Значит, если в вашем магазине еще нет возможности оплаты банковскими картами, необходимо вводить такую возможность (экваринг). Это небольшое усилие даст вам рост продаж.
В третьих, самое важное. Необходимо добавить возможность покупок в вашем магазине on-line. И таким образом расширить торговую зону off-line магазина, присовокупив еще окружающие населенные пункты. То есть магазинам уже обязательно нужен сайт с каталогом и возможностью оплаты (интернет-магазин). Конечно, возникает вопрос организации доставки, но, думаю, этот вопрос решаем в большинстве случаев. Конечно, местные магазины будут проигрывать в широте или глубине ассортимента. Но есть и конкурентные преимущества: срок доставки, возможность обмена и возврата. Доверие, в конце концов. Особенно здесь выигрывают магазины с крупногабаритным или хрупким ассортиментом. Опять же, рост продаж будет вознаграждением за ваши усилия.
Главный вывод исследования: рост продаж через интернет обеспечивается небольшими городами и поселками. И так будет продолжаться в дальнейшем.
Основной целью исследования было оценка изменения поведения активных интернет-пользователей в разрезе разных типов населенных пунктов. Исследование проводилось в конце февраля-начале марта 2015 года методом онлайн опроса пользователей интернета в возрасте от 18 до 64 лет. Объем выборки небольшой (1055 человек), но выводы сделать можно.
Итак, что показал опрос активных пользователей интернета, проживающих в населенных пунктах численностью менее 100 тыс. человек.
Сначала о «вкладе» таких населенных пунктов в общие показатели по стране.
Из этих данных видно, что проникновение интернет шоппинга, да, собственно и интернета, в малых и средних городах и поселках ниже, чем в более крупных населенных пунктах. Но радикального разрыва уже нет.
При этом:
*новички – это те, кто начали пользоваться сервисом менее года назад.
Чтобы стать интернет-покупателем, нужно иметь техническую возможность для выхода в интернет магазин. То есть наличие качественного интернета и технику. Так как уровень жизни в городах менее 100 тыс. человек России в среднем ниже, чем в больших городах, сравнительно невысокое количество жителей, имеющих компьютер, планшетник или смартфон, а также проблемы с доступом в интернет, являлись главными причинами, замедляющими приобщение населения малых городов к покупкам через интернет. Сейчас ситуация постепенно изменяется к лучшему.
Хотя доля «проникновения» технических компьютерных устройств по прежнему остается более низкой, по сравнению с жителями России в целом, разница уже не критична. Жители малых населенных пунктов реже обновляют свои девайсы. Это видно по первому показателю – доля жителей в небольших населенных пунктах, имеющих личные стационарные компьютеры выше, чем в среднем по стране. Следующей покупкой обладателей компьютеров будет ноутбук или планшет и тогда соотношения выровняются. Но все это не мешает проникновению покупок по интернету.
Собственно, сейчас уже можно сказать, что аудитория онлайн покупателей в основном прирастает жителями малых городов и поселков.
Самой интересной частью этого опроса является свежая информация о финансовом поведении жителей небольших населенных пунктов России в возрасте 18-64 года.
Во многом она неожиданна. Например, в результате опроса было выявлено, что:
-только у 12%! из них нет банковских платежных карт или они ими вообще не пользуются.
-88% владельцев карт имеют карты сбербанка России. При этом почти половина из них имеют также карты других банков.
- из них 87% имеют определенные средства на банковских картах.
-у каждого пятого пользователя банковских карт нет банкомата своего банка в пешей доступности.
-каждому десятому до отделения своего банка ехать более 10 км.
- но при этом жители малых населенных пунктов посещают банки 2 раза в месяц в среднем, а банкоматы 6 раз в месяц. Почти также часто как и жители более крупных городов.
- у 73% жителей более половины денег на текущие расходы находятся в безналичном виде – на банковских картах, электронных кошельках или на счете телефона.
Также опрос показал, что среди жителей малых населенных пунктов быстро растет популярность онлайн оплаты. Платежи и покупки через интернет становятся обыденностью.
Вот как жители малых населенных пунктов сами описывали ситуации использования онлайн оплаты:
И вообще, у них доля заказов в интернет-магазинах, оплачиваемых через интернет в 1,5 раза выше, чем в больших городах. Это, в общем, понятно, так как оплата наложенным платежом на почте неудобна, а курьеров, готовых принять деньги в таких населенных пунктах встретишь нечасто. Но это также показывает растущее доверие населения к покупкам по интернету и интернет-магазинам в частности.
И это растущее доверие принесет дополнительный доход онлайн компаниям. Согласно ответам респондентов опроса жителей малых населенных пунктов, они:
Обычно в конце поста я делаю резюме и выводы о том, как лучше использовать приведенную информацию для бизнеса. Но в этот раз все выводы и рекомендации были размещены в начале. Поэтому ограничусь призывом: Берите и делайте. И будет вам рост продаж!
Вам понравилась статья? И вы еще не подписались на мою рассылку?
Для того, чтобы получать оповещение о свежих статьях, информацию, которая распространяется только среди подписчиков, приглашения на вебинары и обучающие программы, подпишитесь в форме ниже и получите в качестве бонуса электронную книгу.
«10 опаснейших ошибок, которые совершают владельцы магазинов«