Итак, Новый год, Новые мысли, Новые стратегии. А может быть и новый бизнес.

          В конце старого, в начале нового года  принято остановиться, оглядеться, рассмотреть, какие новые возможности появились внутри бизнеса или снаружи, на рынках.

           Поэтому  я выбрала  из отчета  Trend Report 2013  самые  влияющие на  розничный бизнес, по моему мнению, тренды и в этом посте представляю их вам. Отчет сделан крупнейшим в мире   ресурсом  по выявлению и анализу  новых направлений  (трендов)  Trend-Hunter (http://www.trendhunter.com).  Хотя я использовала информацию из отчета и привожу в тексте англоязычные названия упомянутых там трендов, заметки к  ним мои, так как:

- Во-первых,  наши мнения не во всем совпадают;

- Во-вторых, этот отчет очень краткий и прямой перевод может быть не понятен.

            Причем, стоит отметить, что я выбирала не новые  тренды,  а  mainstream – уже преобладающие направления, определенные и устойчивые, причем с потенциалом к еще большему расширению.

 Приступим:

Распространение технологий, создающих покупательскую зависимость.  (Manufactured Addiction)

             Раньше  рекламщики ставили своей целью добиться наилучшего запоминания товара и создавать предрасположенность к его покупке, максимум – создать потребность в товаре.

            Сейчас все большее  распространение получают технологии продаж, использующие  инструменты влияния, основанные на механизмах мотивации и принятия решений человеком.  Такие, как создание искусственного дефицита,  возможность купить что-то только, если в акции примет участие определенное число покупателей, возможность купить только по предварительному заказу,  различные сочетания азарта и покупки.(см. Р.Чалдини «Психология влияния»).

           Конечно, нельзя сказать, что эти технологии не применялись в прошлом.  Применялись, хотя, все-таки, не очень активно. Но именно массовое их распространение сейчас кардинально изменяет розничный пейзаж  вокруг нас, как в on-line пространстве, так и в off-line.

            О чем идет речь?  Это  сайты –купонаторы, предлагающие ну очень большие скидки, акции с ограничением во времени или в количестве товаров, хитрые лотереи, сайты с наградой за покупку

(например http://www.worldwix.com/).                  Такие технологии позволяют нам почувствовать кайф, азарт  в процессе покупки , они интригуют.  Помимо определенных свойств человеческой психологии, эти технологии частично основываются на  дофаминовой стимуляции, свойстве человеческого мозга выделять дофамин -«наркотик радости» — при предвкушении каких-то «радостей жизни», выигрыша, удачной сделки.

                  Это заставляет человека чувствовать себя счастливым  в процессе покупки и побуждает его возвращаться и покупать еще и еще.

                   Часто можно встретить мнение, что эти  технологии вызывают такое явление как шопоголизм — непреодолимое желание что-либо покупать, без обращения внимания на необходимость и последствия. Но, эти технологии, скорее, социальный тест, выявляющий  проблемы в психическом и психологическом состоянии людей. И такие зависимости, как шопоголизм, так называемые поведенческие зависимости, возникают как  попытка замещения неудовлетворенной потребности в чем-то, например,  в любви, уважении, принятии, поддержке.  И если у человека не получается найти пути для прямого удовлетворения таких базовых для человека личностных и социальных потребностей, он найдет тот или иной способ замещения, и шопоголизм не самый  разрушительный вариант.

Для нас, тех, кто занимается розничными продажами,  широкое распространение манипулятивных техник продаж  сигнализирует о том, что необходимо включать в свой арсенал современные методы привлечения покупателей.

К тому же, «игровая» составляющая таких методов во многом совпадает с следующим трендом:

 Покупки и развлечение в одном флаконе  (Shoppertainment)

                Этот тренд возник давно – более 15 лет назад в Америке. В то время у американцев значительно возросли доходы, а значит и те суммы, которые они были готовы потратить на проведение семейного  досуга. Но параллельно с ростом доходов у населения  сильно уменьшилось свободное время. То есть, наступил период, когда основным ограничителей для возможности проводить время с семьей вне дома, стало время, а не деньги, как в прошлом.

             Время превратилось в более ценный ресурс, чем деньги. И люди принялись искать возможность потратить их свободное время, «время для удовольствия» всей семьей,   максимально продуктивно.

            Следуя за спросом, маркетологи предложили  идею Торгово-развлекательных центров, где в одном месте смешались развлечения, кафе и рестораны, и уникальные по разнообразию возможности для покупок. Сейчас практически нет Торговых Центров без развлекательной составляющей, но время идет вперед.

         И теперь шопинг все больше и больше выходит за рамки простого удовлетворения потребностей в каких-либо товарах, и воспринимается потребителями как форма проведения досуга, «время для удовольствия». Поэтому,  сейчас недостаточно просто предлагать покупателям качественные товары, для успеха надо добавлять развлекательную составляющую. Искусство проводить в магазинах мероприятия и акции является наилучшим способом выделиться среди окружения, создать слухи и вирусный эффект, удивить и захватить воображение ваших посетителей. И это все сразу!

На фото — В витринах магазина Diesel часто проходят «торжественные» обеды.

Эмпирический  брендинг  (Immersive Branding).

           Маркетологи уже давно знают, что для успешного продвижения бренда необходимо планировать комплексные программы, так называемые интегрированные маркетинговые коммуникации. Поэтому,  задача любого маркетолога- сделать так, что когда потенциальный покупатель готов совершить выбор,  товар или услуга компании будет его первым выбором. В идеале, чтобы этого достичь,  необходимо создать пространство бренда,  воздействуя  на покупателя комплексно – через все каналы восприятия и через все медиаканалы.

Но в последнее время эффективность обычных способов рекламы, таких как журналы, телевидение, радио, уличной рекламы,  резко упали. Сейчас, чтобы «достучаться» до потребителя, недостаточно рассказать ему о свойствах и преимуществах товара или бренда,  необходимо  использовать эмпирические  методы.  Люди хотят, чтобы продукты, коммуникации, рекламные компании,  будили в них переживания, давали некий чувственный опыт.  Поэтому,  в рекламе все чаще используются эмоциональные визуальные образы. Но этого недостаточно. Для более полного захвата внимания потребителя и погружения в бренд, надо общаться с ним напрямую. На первое место выходят различные мероприятия и события с помощью которых потребитель сможет увидеть в реальности, потрогать, попробовать продукт, а не просто прочитать или услышать о нем.

Мировые бренды строят специальные поселки, где их сторонники  могут исследовать продукцию бренда (NIKE), строят шоколадные фонтаны в ТРЦ (Cadbury).   http://www.weareamplify.com/work/cadbury-joyville/, и даже через интернет добиваются максимального контакта с посетителями:

http://www.barbie.com/activities/fashion/barbie-design-play/#!/barbie-design-play

Прекрасным примером иммерсивного брендинга (хотя и не из розничного рынка) является американский телесериал Касл (Castle). Этот сериал повествует  о писателе детективов и в нем постоянно упоминаются книги, которые он создает во время действия фильма. И как только в сериале рассказывается о выходе  очередной книги, эта книга издается в реальности от имени этого вымышленного персонажа. Уже увидели свет  три таких книги, причем последняя из них попала в верхние строчки  списка бестселлеров.

             И конечно, у этого писателя есть свой аккаунт в Facebook, в котором он ухитряется гармонично размещать спойлеры к эпизодам сериала и фотографии и заметки о своей личной жизни. Также у этого вымышленного персонажа есть аккаунт в Твитере, тоже между прочим, очень популярный. Таким образом, поклонники сериала могут не просто смотреть фильмы, они как бы в реальном времени следят за жизнью своего любимого персонажа и даже читают написанные им книги.

            Что все эти тренды  могут значить для владельцев магазинов, причем небольших?  Покупатели хотят, чтобы процесс их покупки был веселым, легким, имел положительную эмоциональную окраску, Они хотят не просто потратить время на поход в магазин, а получить некий опыт, поучаствовать в приключении. И нам надо предоставить нашим покупателям такую возможность. Другого пути просто нет. Ведь, с одной стороны, привлекать покупателей в магазин необходимо, с другой стороны использовать стандартные средства рекламы не имеет смысла из-за низкой эффективности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Вам понравилась статья? И вы еще не подписались на мою рассылку?

Для того, чтобы получать оповещение о свежих статьях, информацию, которая распространяется только среди подписчиков, приглашения на вебинары и  обучающие программы, подпишитесь в форме ниже и получите в качестве бонуса электронную книгу.

«10 опаснейших ошибок, которые совершают владельцы магазинов«

Ваше имя*
Ваш e-mail*

email рассылки Конфиденциально

email рассылки


Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus