-Самое главное при начале бизнеса — найти перспективную нишу. Это понятно?

-Да, конечно понятно.

 

                  

 

                Этот диалог можно услышать сплошь и рядом, об этом говорят успешные владельцы сетей магазинов, эксперты, об этом написаны тысячи статей и даже книг.  И для большинства новичков в этом бизнесе первой реакцией становится именно такая:  «понятно» , давайте двигаться дальше. Ведь выбор ниши, это то, что мы уже сделали, мы хотим открыть такой-то магазин. Расскажите скорее, как его открыть. Где взять товар, как нанять продавцов и как сделать помещение.

  На самом деле  «понятно»  далеко не всем, и тем более непонятно, почему это так.

                   Сначала стоит  сформулировать, что такое ниша. Это поможет понять, по каким характеристикам можно определить,  является ли она перспективной или нет. Ведь хорошо выбранная ниша компенсирует недостатки магазина, обладает способностью притягивать покупателей.

                   В своем обыденном значении  ниша — это сравнительно небольшая полость где-то, например, в стене. Эту полость можно заполнить какими-то вещами, в основном однотипными. Книгами, например, или поставить цветы. Точно также рыночная ниша  заполняется определенными товарами, ориентированные на достаточно узкие потребности людей. То есть ниша — это узкая область целого рынка, устойчивая во времени, в которой есть индивидуализированные нужды и запросы. Например — есть рынок мужской одежды.  Тудно представить себе магазин, в котором продается любая мужская одежда. Это уже универмаг, да и то места не хватит. А есть магазины формальной мужской одежды, костюмы, сорочки, галстуки. Это уже ниша. Но можно предложение еще сузить, и  открыть магазин мужских рубашек, сорочек и аксессуаров к ним. Но зато сделать отличный выбор с услугой подгонки и предварительными заказами. Точно будет успешнее, чем просто магазин мужской одежды.

                  Только не стоит путать рыночную нишу и сегмент ваших покупателей. То есть можно открыть магазин сорочек и рубашек дорогих и очень дорогих, а можно его сделать для для массового рынка. Магазины будут сильно отличаться, должны находится в разных местах. Но ниша это одна.

                  Выбирая и оценивая нишу, следует ее рассматривать с двух сторон: материальной, то есть оценивать некие реальные, экономические характеристики  и нематериальной.  О материальной стороне мы поговорим чуть позже, а сейчас я хотел бы рассказать о нематериальной стороне ниши.

                  Дело в том, что розничный магазин как «ребенок», он требует заботы, внимания и неподдельного интереса. Во всяком случае на первых порах. Поэтому, лучше, если вы любите свой магазин.  Тогда его полюбят и ваши покупатели, и ваши сотрудники. А что бы любить свой магазин, надо в первую очередь любить товары, которые вы продаете. Запомните, когда покупатель заходит в розничный магазин, он «чувствует» его.

                  В других видах бизнеса, например, в оптовом и интернет торговле  , нематериальная сторона ниши имеет гораздо меньшее значение —  правильно представленный продукт и хороший трафик обеспечит продажи, а в случае провала сменить нишу в разы легче.

 О’кей, скажите вы, это понятно, а как понять какую нишу я люблю ?

 Для этого стоит задать себе два вопроса.

1.Чем я люблю заниматься, что мне интересно?

Что-то, что вы любите по-настоящему.  Не стоит обманывать себя,  некоторые вещи, которыми мы занимаемся, навязаны нам нашим окружением, обстоятельствами жизни.

(Если, что-то занимает большую часть вашей жизни это, не значит, что вы это любите.)

2.В чем я являюсь специалистом ?

Про что вы можете говорить часами, о чем с вами советуются друзья и родственники.

Поверьте, честный ответ на любой из этих вопросов уже  поможет вам при поиске  вашей ниши.

 Если вы сможете  найти продукт который вы любите, и в котором являетесь специалистом -  это сильно повысит ваши шансы на успех,  при внимательном изучении  материальной части ниши.

                Никто не говорит, что это будет просто, но оно того стоит. Но дело в том, что все-таки,  превалирующими критериями при оценке ниши, являются материальные. После того как вы выбрали нишу которая вам по душе, ее нужно «проверить» на жизнеспособность.  Для этого ее нужно оценить по нескольким пунктам:

  •  Наличие реального спроса.  То направление которое вы выбрали: лично вам не хватает этих товаров, или вы знаете, что есть еще достаточное количество людей, для успешной деятельности магазина людей, у которых есть эта потребность. Тут надо не забывать о будущем расположении магазина. Где-то магазинов такого направления нет, а где-то их, наоборот , много. Возможно там, где их нет, они и не нужны. Там просто не живет достаточное количество людей с такими потребностями.
  • Какую наценку вы сможете поставить на ваши товары.

Наценка зависит от нескольких факторов: цена поставщика, конкуренция в нише, «справочная» цена покупателя (та цена, которая есть в голове покупателей, цена, которую они считают «справедливой» для этих товаров. Чтобы понять, какая будет наценка, нужно найти лучшее предложение от поставщика и узнать среднюю розничную цену по рынку.

  • Сезонность ваших товаров.

Когда будет продаваться ваш товар:  зимой, летом или круглый год? Обратите внимание, что при торговле сезонными товарами будет,  необходимо вызывать ажиотаж, чтобы добиться стабильной прибыли.

  •  Логистика и поставщики.

Откуда едут товары, сколько будет  стоить их доставка, какие возможны проблемы в пути, насколько часто возможны поставки, какое минимальное количество вы можете заказать, насколько лоялен поставщик. Под лояльностью поставщика подразумеваются возможные отсрочки, маркетинговые материалы, скидки, бонусы.(Имейте в виду, что о подобных вещах поставщики обычно не рассказывают сами, о них непременно нужно узнавать при переговорах).

  •  Сумма, необходимая для входа на рынок.

Какая сумма понадобиться на открытие магазина. Если вы выбрали достаточно широкую нишу, для нормального удовлетворения потребностей покупателя вам надо будет представить широкий ассортимент, а значит арендовать большую площадь. Это все деньги.

  •  Конкуренция.

                      У каждой ниши есть свои подниши, я уже приводил пример выше. Даже если вы обнаружили достаточное количество конкурентов, вы можете сузить нишу или выбрать другой сегмент покупателей и таким образом снизить конкуренцию.

(Подробнее о работе с конкурентами вы узнаете в моей следующей статье).

              Подведем итог: выберете нишу,  которую любите и понимаете, проверьте ее по шести  критериям,  и можете быть уверены, что в самом главном шаге на пути к собственному магазину вы не допустили ошибок.

                  В заключение,  давайте рассмотрим результаты опроса,  проходящего в нашей группе Вконтакте.

 Проголосовали 430 человек 

При открытии розничного магазина для вас самое важное это 

22% процента проголосовало за выбор ниши, меньше четверти.

 12% за выбор помещения – это безусловно важный фактор, но он  является одним из инструментов розничного бизнеса, самым главным, но все же инструментом.

 29 % за первоначальный капитал.  Наличие первоначального капитала необходимо для открытия магазина, но без правильного выбора перспективной ниши, не значит ничего.  Простой пример: если вы возьмете много денег и откроете плохой магазин,  вы разоритесь и потеряете много денег, если вы правильно выберете нишу и откроете хороший, но совсем маленький магазинчик, вы заработаете, немного, но заработаете.

 13% за выбор поставщика.  Представьте, что вы выбрали нишу, которую не любите и в ней не разбираетесь и начали искать поставщика.  Вы получите плохой товар, дорого, с вероятностью 99%, а потом все свалите на поставщика.

 1.5% за подбор персонала, ситуация та-же что и с помещением, персонал тоже инструмент.

 21% процент за желание иметь магазин, это очень важно именно для розницы, но если вы найдете свою нишу, при этом не имея большого желания открывать именно магазин, вы, возможно, сможете воплотить свою идею в других видах  бизнеса (интернет продажи, дистрибуция, производство).

Леонид Кузнецов.

Вам понравилась статья? И вы еще не подписались на мою рассылку?

Для того, чтобы получать оповещение о свежих статьях, информацию, которая распространяется только среди подписчиков, приглашения на вебинары и  обучающие программы, подпишитесь в форме ниже и получите в качестве бонуса электронную книгу.

«10 опаснейших ошибок, которые совершают владельцы магазинов«

Ваше имя*
Ваш e-mail*

email рассылки Конфиденциально

email рассылки


Вам понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
 12.08.2013  Опубликовано Ольга в 12:10 Как открыть магазин  К комментариям

  7 Комментариев к “Выбор ниши или с чего начать свой розничный бизнес.”

  1. Спасибо !!!!

  2. Ёмко, понятно, без «воды», отличное разъяснение результатов опроса (я его видела раньше, но никаких выводов не делала, тем более, правильных :) ) — спасибо!

  3. Очень интересная статья, с нетерпением жду продолжения, а особенно про то, в чем Леонид профессионал: мерчендайзинг, товарные запасы, работа продавцов, рекламная деятельность, конкуренция! Спасибо!

  4. Спасибо!!!

  5. Спасибо большое и за саму статью Леониду, и за вводную часть его маме. Очень интересный опыт воспитания сына! Вы вырастили не только замечательного специалиста обществу, но и себе друга-помощника -единомышленника!!! Замечательно!!! Наверное, именно так развиваются грамотные семейные бизнес-кланы!

  6. Спасибо. Все понятно, без лишней «воды».

  7. Спасибо! Все понятно предельно и применимо на деле. Хорошая статья!